Верховный Суд определил порядок распределения денежных средств, вырученных от реализации единственного жилья, находившегося в залоге.
В пользу залогового кредитора подлежат перечислению 90% суммы, вырученной от реализации предмета залога. Оставшиеся 10% направляются на погашение расходов (дело А45-29954/2020).
Суды, первоначально, посчитали что, требование об уплате неустойки как обеспеченное залогом имущества должника учитывается отдельно в реестре требований кредиторов должника и подлежит удовлетворению после того как будет погашена основная сумма долга и проценты за пользование средствами всех кредиторов требования которых отнесены к 3-й очереди, включая тех чьи требования не обеспечены залогом. В тоже время признавая, что такое требование имеет залоговое преимущество перед удовлетворением необеспеченных требований других кредиторов.
Однако ВС РФ разъяснил следующее:
Так как прочие кредиторы не вправе претендовать на средства, вырученные от продажи единственного жилья, то после реализации единственного жилья и погашения основного долга на оставшиеся денежные средства, распространяется режим исполнительского иммунитета.
Таким образом находящиеся в иммунитете средства могут быть перечислены только тому лицу, на которое иммунитет не действует – залоговому кредитору по его обеспеченным требованиям более низкой очереди удовлетворения – по выплате финансовых санкций (определение ВС РФ № 307-ЭС22-27054 от 26.06.2023).
Высшая судебная инстанция признала неверной позицию нижестоящих судов о возможности удовлетворения требований залогового кредитора по неустойке только после погашения требований кредиторов третьей очереди по основному долгу и процентам, т.к. такая позиция не учитывает правовую природу залога единственного жилья.