Верховный суд России разъяснил правил, по которым должников можно лишать жилья. ВС указал, что рассматривая дела, в которых речь идет о лишении должника жилого помещения, суды должны изучать каждую конкретную ситуацию и убеждаться, что после изъятия недвижимого имущества у неплательщика будет полноценная жилплощадь.
Такое заключение ВС РФ было сделано при рассмотрении дела гражданки, которая задолжала микрофинансовой организации и по решению суда лишилась квартиры. Попытка оспорить взыскание оказалась безуспешной — поскольку квартира была не единственным жильём. Наряду с квартирой которую отобрали, женщине принадлежит еще и 3/20 доли (по факту 15 кв.м.) в доме на 11 жильцов — поэтому нижестоящие инстанции оставляли судебное решение в силе, указывая, на то, что оно не нарушает прав должника.
Верховный суд РФ посчитал такое обоснование неправильным — с точки зрения высшего суда, в собственности нужно оставлять не любое помещение являющееся жилым, а то, которое «гарантирует гражданину-должнику и членам его семьи уровень обеспеченности жильем, необходимый для нормального существования». Судам же при рассмотрении подобных дел следует «не допускать нарушения самого существа конституционного права на жилище и умаления человеческого достоинства», кроме того суды должны изучать документы о жилищной ситуации и убеждаться, что после изъятия недвижимости у него останется жильё, которое «является разумно достаточным для удовлетворения конституционно значимой потребности в жилище как необходимом средстве жизнеобеспечения».
На сегодня в России действует норма, обеспечивающая исполнительский иммунитет, поэтому у должников запрещено изымать единственное жилье (кроме случаев ипотеки). Мы неоднократно использовали возможность сохранения жилья за должником в рамках процедуры банкротства должников в Костроме и Костромской области.